Существует множество вариантов подсветки своего байка. Всевозможные светодиоды и аккумуляторы создают бесконечное поле для воображения. Однако основная цель освещения это - безопасность. Отложим рассмотрения на потом и разберемся с основным освещением.
Основное в безопасности велосипедиста это быть заметным на дороге, и решающую роль в ней играет освещение. Замечу что так же не мало важным является наличие на велосипеде или одежде велосипедиста ярких цветов и светоотражающих полос, что значительно упрощает водителю задачу обнаружения и определения расстояния до вас. Если велосипедист одет в серое и у него отсутствует освещение на байке, для машины он становится серым пятном заметить которое получается только когда он въезжает в свет фар и времени на маневр при такой ситуации у водителя не остается. Существует множество способов бороться с этим, некоторые превращают свой велосипед в новогоднюю елку которая мигает и светится всеми цветами радуги, другие довольствуются тем что предлагают нам производители велосипедных фонарей. Поговорим о втором типе людей ибо те кто сам придумывает и создает освещение для своего байка и их конструкции заслуживают отдельной статьи или даже топика.
Пожалуй самым важным и в то же время самым простым является применение заднего красного маячка. Существует множество различных вариантов стоимостью от 40 руб. Практически любой из них обеспечит необходимое внимание со стороны водителей. Большинство задних фонарей имеют схожую конструкцию включающую в себя обычно 3-5 светодиодов (есть конечно модели в которых до 10 диодов и даже модели с поворотниками), питание таких фонарей обычно осуществляется от 1-2х батареек типа ААА которых хватает на 50-100 часов работы фонарика, мигалки имеют несколько режимов работы - это постоянно светящийся и различные виды мигания. Существует мнение что до мигающего фонаря водителю труднее определить расстояние до объекта, но мигание красного маячка значительно лучше привлекает внимание, в любом случае использование заднего маячка в темное время суток и при плохой видимости является обязательным и убережет вас от несчастного случая. Крепление маячка в большинстве случаев осуществляется на подседельную трубу, однако существуют модели фонарей (например Cat Eye SL-LD100) которые крепятся на шлем или рюкзак что позволяет закрепить дополнительный маячок который будет всегда с тобой даже если ты отойдешь от своего велосипеда, а в сочетании с основным увеличит безопасность. Основным критерием выбора заднего маячка должна стать яркость, следует так же обратить внимание на конструкцию, на сколько удобно менять батарейки, плотно ли он закрывается, каким образом он крепится к велосипеду. Оптимальным вариантом будут мигалки стоимостью 150-300 руб, это будут качественные фонари которые прослужат верой и правдой не один вело сезон.
Основное для велосипедиста это видеть что впереди. Днем такой проблемы нет, но даже вечером в городе не всегда удается проехать по освещенным улицам, да и ночной двор у нас это полоса препятствий и почти наверняка без фонарей. Без фонаря труднее заметить открытые люки, да и передний габарит бывает очень полезен. Для освещения дороги перед собой существует два основных вида ламп - галогенные и светодиодные. Как понятно из название отличие это источник света. Основное преимущество галогенных это их яркость, хотя светодиоды пытаются приблизится к ним по характеристикам, пока им это не удалось. Однако светодиодов вполне достаточно для передвижения по городу и даже в полной темноте, благодаря низкому энергопотреблению и хорошим световым показателям фонари на светодиодах стали самыми популярными на рынке не смотря на их стоимость (порядка 20-50$ в зависимости от модели и количества диодов в фаре). Спор о преимуществах и недостатках различных источников не прекращается и по сей день. Некоторые фонари являются комбинированными и включают в себя как светодиоды так и обычную галогенную лапочку, обычно в них диоды выполняют роль передних габаритов. Крепление фонарей осуществляется на руль, однако как и в случае с мигалкой есть фонари с креплением на шлем. Такой фонарь дает возможность светить туда куда вы смотрите, например на карту или при повороте. Питание фонарей осуществляется от различных источников от пальчиковых батареек (которые обычно сразу меняются на аккумуляторы повышенной емкости более 2000мАч) до выносных аккумуляторов. Питание от динамо машины устарело и не эффективно т.к. съедает часть энергии велосипедиста.
Отдельно стоит отметить фонари с выносными аккумуляторами. Это галогенные или светодиодные фонари с аккумуляторами большой емкости, он позволяет им светить значительно ярче (почти все они имеют два режима освещения аналогичный автомобильному дальний и ближний) и дольше, в ночном лесу такие фонари не имеют конкурентов. К основным недостаткам можно отнести их высокую цену (порядка 100-200$) и не возможность замены штатного аккумулятора, но преимущества не оспоримы.
Выбор фонаря зависит от стиля езды и от местности где вы ездите. При выборе переднего фонаря так же необходимо обратить внимание на легкость смены батареек, а та же необходимо чтоб фонарь можно было быстро снять и использовать в качестве ручного фонарика.