Призовые майки Tour de France. Жёлтая майка Желтая майка символизирует лидера Tour de France. Жёлтую майку носит лидер Тура по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет жёлтой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Тур(газета имела жёлтые страницы).
Зелёная майка Лучший спринтер Тура носит зеленую майку. Зелёной майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее кол-во очков в спринтерском зачёте. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки. Число очков для каждого места изменяется в зависимости от типа этапа - равнинные этапы дают победителю 35 очков 2-е место - 30 очков,затем 30,26,24,22,20 и далее на одно очко меньшается до 25-го места,за которое начисляется 1 очко; холмистые этапы дают победителю 25 очков, затем 22,20,18,17,15 и далее на одно очко уменьшается вплоть 20-го места,за которое начисляется 1 очко; горные этапы дают победителю 20 очков,затем 17,15,13,12,10 и далее на очко уменьшается вплоть до 15-го места,за которое начисляется 1 очко. Это делается потому что, чем более гористый этап, тем менее вероятен групповой спринт. Спринтерские очки начисляются и за этапы с раздельным стартом : победитель получает 15 очков, затем 12,10,8,6,5,4,3,2,1 очко за 10-е место Дополнительные очки доступны на промежуточных промежуточных спринтерских финишах: награждаются первые три гонщика,соответственно 6 очков за первое, 4 очка за второе и 2 очка за третье место. Немецкий спринтер Эрик Цабель(Erik Zabel) выигрывал зелёную майку с 1996 года по 2001 года(т.е. 6 раз),что является абсолютным рекордом на Туре. Майка горного короля Белую майку в красный горох носит "горный король" Тура Майка "горного короля" по-французски называется maillot a pois rouges,что буквально можно перевести как "майка в красный горошек". Все горы на Туре разделены на категории : от 1-ой до 4-ой. Разделение гор на категории происходит по критериям: крутизна горы, длина подъёма,перепад высот между подножием и вершиной. Пятая категория, названная Hors categorie (вне категории) сформирована горами, еще более трудными чем горы первой категории. В 2004 году, система выигрыша горных очков претерпела изменение: за взятие горы 4 категории победителю начисляют 3 очка, за второе место - 2 очка,за третье место -1 очко,в то время как, за взятие горы Hors categorie начисляется 20 очков,очки получают лучшие десять гонщиков . Дополнительно в 2004 году было введено правило,согласно которому очки, выигранные на заключительном подъеме дня могут быть удвоены, если этот подъём был по крайней мере 2-ой категории сложности. Хотя звание "горного короля" разыгрывается с 1933 года, отличительная майка была введена только в 1975 году. Цвета майки были предложены тогдашним спонсором Тура, шоколадом Poulain Chocolate, и соответствовали популярному продукту. Два гонщика выигрывали майку "горного короля" шесть раз: Федерико Баамонтес(Federico Bahamontes ) (Испания) в 1954, 1958, 1959, 1962, 1963, 1964 годах; и Люсьен Ван Эмп( Lucien Van Impe ) (Бельгия) в 1971, 1972, 1975, 1977, 1981, 1983 годах; в то время как Ришар Виранк(Richard Virenque ) (Франция) завоевал свою рекордную седьмую майку в 2004 году (1994, 1995, 1996, 1997, 1999, 2003, 2004). Белая майка Белую майку носит лучший молодой гонщик (моложе 25 лет на 1 января года). Две младшие классификации - это белая майка лучшего молодого гонщика, а также майка самого боевого(атакующего) гонщика, которая вручается за "поддержание духа борьбы". Каждый день судьи подсчитывают кол-во очков гонщиков, которые больше всего были в отрывах. Гонщик с большинством очков в получает белый-на-красном (вместо черного-на-белом) идентификационный номер. Наконец, существует и командная классификация. Для этой классификации складывается время первых трех гонщиков от каждой команды после каждого этапа. Тур в настоящее время имеет 21 команду,по 9 гонщиков в каждой. Команды спонсируются одной или несколькими компаниями. Командная классификация не связана с каким-нибудь специфическим цветом майки. История призовых маек Раньше для спринтеров разыгрывалась,помимо зелёной,ещё и красная майка.Очки в этой номинации начислялись за первые три места на промежуточных спринтерских финишах в течение этапа (основной финиш этапа не учитывался в номинации красной майки). Очки и бонификационые секунды, полученные на промежуточных спринтах также шли в зачёт зелёной майки и зачёт общей классификации. Красная майка была отменена в 1989 году Также раньше на Туре cуществовала "комбинированная майка", классификация которой была основана на системе очков,которые учитывали положение гонщика в классификациях жёлтой,зелёной,красной,и белой в красный горох, майки. Система подчёта очков в "комбинированной классификации" была очень сложна, возникали большие путаницы."Комбинированная майка" была отменена также в 1989 году. Призовые майки Вуэльты. Золотую майку носит лидер Вуэльты по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Изначально лидер генеральной классификации носил желтую майку (как на Туре), но в конце 90-х годов организаторы гонки изменили цвет майки (цвет майки не связан с каким-либо спонсором - просто организаторы хотели выделиться).
Синюю майку с желтыми рыбками носит лучший спринтер Вуэльты. Этой майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки. Число очков для каждого места не изменяется в зависимости от типа этапа (как, например, на Туре). Равнинные, холмистые, горные этапы и этапы с раздельным стартом дают победителю 25, затем 20, 16, 14, 12, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко за 15 место (как и на Джиро). На финише каждого этапа первым трем победителям начисляются бонификационные секунды: 20 за первое, 12 за второе, 8 за третье (эти секунды отнимаются от времени гонщика). Помимо основного существуют летучие спринты: за первые три места на них начисляются 4, 2 и 1 очко за первое, второе и третье места соответственно, кроме этого начисляются бонификационные секунды, соответственно 6,4 и 2. Майку красного цвета носит горный король Вуэльты. Все горы на Вуэльте разделены как на Туре на 4 категории. Очки на горе 1 категории разделяются следующим образом: 16-12-10-8-6-4-3-2-1; горы 2 категории оцениваются так: 10-7-5-3-2-1; за взятие горы третьей категории: 6-4-2-1. Это касается категорийных вершин. На Вуэльте существуют еще и горы так называемой специальной категории (Spec. Category), на них очки начисляются так: 30-25-20-16-12-10-8-6-4-3-2-1.
Комбинированную майку носит самый стабильный гонщик Вуэльты. В данной номинации учитывается положение гонщика в генеральной, горной и спринтерской номинации. По некоей формуле все это пересчитывается. Самое интересное то, что этой майкой почти всегда владеет лидер генеральной классификации. Парадокс. Вообще, эта майка сильно напоминает аналогичную майку Тура, отмененную в 1989 году.
Призовые майки Джиро. История Розовая майка (по цвету бумаги,на которой печаталась Gazzetta dello Sport) появилась,как символ лидера генеральной классификации, в 1931 году. Первым,кто надел ее надел был Лерко Гуерра(Learco Guerra), победитель первых этапов 19-ого Джиро. Первый розыгрыш горной классификации датирован 1933 годом.Он включал в себя четыре горы, на вершине которых были установлены спецмальные отметки. Первым горным королём стал Альфредо Бинда(Alfredo Binda). В 1974 году была введена зеленая майка горного короля.Спринтерская классификация была основана в 1966 году. С 1967 по 1969 год лидер этой классификации носил красную майку, а с 1970 года и по сей день лучший спринтер майку, называемую(Maglia ciclamino)-по русски говоря, это майка малинового цвета. Создание голубой майки Intergiro датировано 1989 годом (вообще эта майка сильно напоминает красную майку спринтеров на Тур де Франс, отмененную,кстати в том же 1989 году). Розовую майку носит лидер Джиро по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет розовой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Джиро (газета печаталась на розовой бумаге).
Maglia ciclamino (Малиновая майка) Малиновой майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее кол-во очков в спринтерском зачёте. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки. Число очков для каждого места не изменяется в зависимости от типа этапа(как,например,на Туре). Равнинные, холмистые, горные этапы и этапы с раздельным стартом дают победителю 25, затем 20, 16, 14, 12, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко за 15 место. На финише каждого этапа первым трем победителям начисляются бонификационные секунды: 20 за первое, 12 за второе, 8 за третье(т.е. эти секунды отнимаются от времени гонщика). Вообще говоря, малиновую майку Джиро можно назвать спринтерской с большой натяжкой: ее чаще выигрывают не чистые спринтеры, а скорее универсальные гонщики(Беттини, Тонков, Меркс).
Зеленая майка Майка горного короля на Джиро имеет зеленый цвет(не путать со спринтерской майкой Тура).Все горы на Джиро не на 4 категории(как на Туре),а на три.Очки на горе 1 категории разделяются следующим образом: 10 за первое место,затем 6, 4, 2 и 1 очко за пятое место; горы 2 категории оцениваются так: 5 за первое, 3 за второе и 1 очко за третье место; за взятие горы третьей категории победитель получает 3 очка, затем 2 и 1 очко за третье место. Это что касается категорийных вершин. На Джиро существуют еще и горы так называемой специальной категории(Cat. Speciale), за первое место на них начисляют 17 за первое место, затем 14,8,5 и 3 очка за пятое место (на нынешнем Джиро такая гора была всего одна-Colle dell Finestre). Помимо вышеперечисленных вершин на нынешней Джиро в отдельную категорию выделили легендарную вершину CIMA COPPI (Passa dello Stelvio), за победу на ней дают: 20 очков за первое место, затем 15,10,6,4 и 2 очка за шестое место. Если финиш этапа идет в гору, то за первое место на нем начисляют 15 очков, затем 10,6,4 и 2 очка за пятое место. Но и это еще не все: на некоторых этапах, где финиш идет в гору за первое место могут дать не 15 очков, а скажем 12 или 17. (например на нынешней Джиро за горные финишы начислили 12 очков за вершину Zoldo Alto, 17 очков за вершину Limone Piemonte и 19 очков за вершину Sestrière; изменение очков на этих горных финишах затрагивало только первое место). Вообще система начисления горных очков на Джиро весьма своеобразная (итальянцы народ оригинальный) - сразу и не разберешься. Рекордсменом по числу побед в горной номинации является легендарный Джино Бартали (7 побед). Интересно отметить, что за последние без малого 60 лет никто из гонщиков даже близко не приблизился к этому результату. Голубая майка Голубую майку носит победитель в классификации Intergiro Классификация Intergiro, как я уже писал выше, просто копия аналогичной классификации на Туре (красная майка, отмененная в 1989 году). На Джиро (как в прошлом и на Туре) в классификацию Intergiro входят только очки, полученные на так называемых летучих финишах. Очки распределяются следующим образом: за первое место 8 очков, затем 6,4,3,2 и 1 за шестое место. За первые три места начисляются бонификационные секунды: 6,4 и 2 соответственно. Следует упомянуть также, что очки Intergiro идут также и в зачет малиновой майки.
|