» 2007»Июнь»10 » Поход по Заонежскому полуострову, Южная Карелия, май 2007 г.
Поход по Заонежскому полуострову, Южная Карелия, май 2007 г.
01:19
Дневник похода «Обонежье-2007» (Краткий обзор - My WebPage Михаил Лысов (наш технический директор и первый консультант) 20 мая Добрались до вокзала без приключений. Несколько мешала прикреплённая под клапаном палатка, которую отдал Володе (Владимир Ельшаев, "welsh") на вокзале. И мы, и Володя оказались на месте встречи раньше времени. Загрузка прошла хорошо. Добор до вокзала – 7,43/0:34:29 Т = 12875 21 мая Поезд в Медвежью Гору немного опоздал – примерно на 20 минут. Собрали велосипеды, закупили немного хлеба и поехали, но не по маршруту, а во внеплановую радиалку. Питерцы посоветовали Володе посмотреть падун, расположенный у деревни с таким же названием (Падун). Встали на ночёвку, немного не доезжая до падуна – от моста налево отходит дорожка. Дорожка ведёт на неорганизованную свалку (которая нам была просто необходима). Если пойти дальше, то на берегу речки рядом с перекатом, есть вполне приличное место для лагеря. Немного выше по течению расположена шивера, которая нас баюкала всю ночь. Свалка нам была необходима, так как ещё по дороге выяснилось, что багажник Володи почти “умер” – надломилась одна из двух его стоек. Будем пытаться его завтра чинить. Володя надеется купить новый в Медвежьегорске при возвращении из радиалки. В чём я лично сомневаюсь – никаких приличных аксессуаров для велосипедов в провинции не встречал. Произвела впечатление мисочка, взятая Володей в поход. Окрестили её солонкой. Володя ел из крышки от кана. Комары есть, хотя и немного, а мошки пока нет. DR = 9,54/0:52:03 ТR = 9,54 км Коррекция: -0 км из зачёта. 22 мая Встал в 8:30 (вчера поздно легли спать), вскипятил воду. К этому моменту поднялись все. Позавтракали и начали ремонтировать багажник Володи, используя взятые с собой проволоку и лейкопластырь, а также найденные на свалке предметы: остатки термоса и полочку для ванной, сваренную из толстой проволоки. Во время завтрака в очередной раз порадовались размеру взятой с собой Володей миски. К 15:00 ремонт багажника был закончен, и мы отправились к падуну, который оказался весьма красив. Никто не пожалел истраченного на эту радиалку резервного дня. Посмотрев водопадик, отправились обратно в Медвежьегорск за необходимыми предметами. В городе нам удалось купить только миску, так как имеющиеся там багажники (одностоечная модель) просто сложились бы под весом нормального рюкзака для многодневки. Володе придётся продолжать путь с отремонтированным багажником. Будем надеяться, что он выдержит – ремонтировали хорошо, но в самой конструкции есть много слабых мест. Взяв на городском рынке по стакану горячего кофе, перекусили своими продуктами и отправились по запланированному маршруту. Нас встретила сильная пересечёнка, но ветер был слабый, да и дождик, мочивший нас практически весь день, был моросящим. Катилось хорошо – асфальт, хотя и битый. Проехали за этот день ~44 км, что неплохо для полуднёвки. Встали, немного не доезжая до устья Тун-реки. Стоянку “охранял” медведь – видели совсем свежие следы. DR = 44,58/3:11:40 ТR = 54,12 км Коррекция: -10 км из зачёта. 23 мая Будильник не ставили, поэтому проснулись поздно – все вылезли из палатки в 10 часов. Решили на следующий день ставить будильник. Когда уже заканчивали укладку рюкзаков, пошёл дождь. Вышли на маршрут, когда он сменился моросильником. Так продолжалось весь день. Дождь то усиливался, то ослабевал, то совсем прекращался. На маршрут вышли очень поздно – в 14:00. Однако, решили идти с полноценным обедом – было очень сыро, а когда дождь усиливался, то и холодновато. Весь день ехали вдоль берега Онеги. Периодически с дороги открывались замечательные виды на разные заливы (губы) озера. План этого дня сделали полностью. Встали в ~5 км, не доезжая до пос. Толвуя. Места там не очень удобные для стоянки – дорога там идёт по высокой насыпи (возможно, по естественной прибрежной гряде). Справа от дороги расположен склон берега Онеги – всё просматривается, скрытно встать невозможно. Справа – заболоченная местность. Однако, пришлось находить место для ночлега именно там. Спустились с насыпи в месте, где она была не очень высокая, используя пролом в ограждении дороги. Прошли через сенокосное поле к небольшому холмику. Продрались через молодую поросль. На холмике нашлось относительно ровное место, на котором после разбора упавших деревьев удалось поместить палатку. Воду брали из небольшого озерка с подболоченными берегами, на котором обитало большое количество уток. Весь лес мокрый, трава – тоже, поэтому, пока ходили за водой, ноги промочили полностью. Дрова мокрые, но небольшой кусочек смолы сделал своё дело – удалось быстро развести костёр и вскипятить воду. Кружка горячего кофе, и все снова весёлые, а мокрые одежда и обувь уже никого не тревожат. Отремонтированный багажник пока чувствует себя хорошо. DR = 53,71/3:53:26 ТR = 107,83 км Коррекция: -10 км из зачёта. 24 мая Встали раньше и вышли раньше – в `13:00. Быстро доехали до Толвуя, где докупили продукты. Далее двигались по дороге на Великую Губу. В Великой Ниве купили двухлитровую бутылку «Кока-Колы» и перекусили сразу за деревней. Эта бутылка была примечательной, почти антикварной. Она была последней в этом магазине, а завезли в него «Кока-Колу» к празднику (Новому Году) ещё в декабре. Доехав до поворота на Типиницы, свернули туда. Асфальт сменился грейдером весьма приличного качества (грейдер мелкощебёночный, ровный, но местами попадаются участки с крупными камнями). По этой дороге доехали до деревни Поля, где сохранилась деревянная церковь. Осмотрев её, покатили дальше до дороги на Тамбицы. Эта дорога на карте обозначена как грейдер. На самом деле, начальный её участок до ур. Педасельга представляет собой разбитую лесовозами песчаную грунтовку. Однако, по большей части мы её проезжали, а не проходили, так как прошёл мелкий дождик и песок был влажный. Похоже, что, когда возили лес, этот участок приводили в порядок – подсыпали и ровняли. За ур. Педасельга дорога заброшена, а транспорт бывает на ней крайне редко (для легковушек дорога не проходима). Зато этой дорогой регулярно пользуются медведи – на дороге огромное количество свежих следов. Встали, не доходя (на этом участке ехать удавалось крайне редко) ~8 км до Тамбиц. Нашлась сухая площадка небольших размеров, а вокруг – подболоченный лес и болота. DR = 45,31/3:49:49 ТR = 153,14 км Коррекция: -10 км из зачёта. 25 мая Днёвка. Планово-неплановая. Два дня Володя боролся с расстройством кишечника своими способами. Теперь мы взяли этот процесс под свой контроль. Мораль: не надо чистить зубы некипячёной водой весной прямо из речки. DR = 0 ТR = 153,14 км Коррекция: -10 км из зачёта. 26 мая Сегодня погода не преподнесла никаких сюрпризов – едва мы упаковали рюкзаки, как пошёл дождь. Всё как обычно. Дорога на Тамбицы улучшалась по мере нашего продвижения, а после небольшого болотца и выездо с двух старых лесоразработок стало совсем хорошо – можно было ехать на велосипеде нигде не спешиваясь. Разумеется, ехали не очень быстро, тщательно выбирая траекторию движения. Но всё хорошее кончается. Мы не успели доехать до Тамбиц всего один километр, как дождь резко усилился, стало значительно холоднее, а поверхностный слой песка на дороге превратился в кисель. Пришлось этот километр под проливным дождём идти пешком. Дойдя до Тамбиц, укрылись в брошенном доме, где и переждали сильный дождь. Тамбицы деревня практически нежилая, возможно заселены 1-2 дома (видны следы присутствия людей), но есть указатель «Гостевой дом, 1.5 км». Осмотрев церковь, поехали в Типиницы. Дорога на Типиницы представляет собой в меру разбитый грейдер со сложным покрытием: смесь песка с гравием, попадаются участки с мелким и крупным щебнем. Дорога в среднем хорошая – можно ехать на велосипеде, не спешиваясь. От Типиниц открывается красивый вид на Онежское озеро (Заонежский залив). От Типиниц поехали в Усть-Яндому. На мысу за этой деревней планировалось место ночёвки. По мере продвижения к Усть-Яндоме становилось понятно, что этот участок берега сильно заболочен. Встать в плановом месте не получилось. Поехали дальше в сторону Сибово. Среди подболоченного леса увидели небольшую группу сосен и елей, где и встали в 21:20. Как только мы нашли это место, так сразу усилился дождь. Ставили лагерь и разводили костёр под сильным дождём. Когда лагерь стоял, а вода закипела, дождь прекратился. Совсем. Проблемы Володи удалось решить. Чувствует он себя уже хорошо. DR = 33,52/3:53:31 ТR = 186,66 км Коррекция: -10 км из зачёта. 27 мая Первый день без дождей, с солнцем, жарой и с комарами в больших количествах. Проезжая Сибово, осмотрели деревянную церковь. Начало дня было подпорчено моей “детской” ошибкой. Несмотря на плохую дорогу, ехали плотно и болтали. За Зоей я дорогу практически не видел. В результате выехал на край глубокой колеи. Песок обрушился – падение. Повреждений велосипеда нет. Мои повреждения: ссадина на правой руке и незначительный ушиб локтевого сустава; сильный ушиб мягких тканей на внутренней стороне правого бедра. Крутить могу нормально, а хожу, хромая. Скорее всего пострадала приводящая мышца, которая практически не работает при педалировании. Мораль (прописная, сам на школе новичкам рассказываю, стыдно): на плохой дороге нужно увеличивать интервал. Медицинская помощь оказана Зоей быстро. Покатили дальше. Проехали Великую Губу. Далее, до поворота на Космозеро – асфальт. Поворот на Космозеро (у Терехово) сейчас устроен не так, как изображено на карте. Это не дорога прямо с уходящей направо главной дорогой в сторону Толвуя, а поворот налево на второстепенную дорогу. Следы старой развязки с дороги на Космозеро ещё просматриваются. Дорога Космозеро-Кажма – грейдер вполне приличного (для велосипеда) качества. Имеются отдельные размокшие и разбитые участки. Однако, при правильном выборе траектории движения, дорога полностью проезжаема на велосипеде. Деревни Узкие сейчас больше нет. Осталась только церковь. Да и то, только сруб. Главки, колокольню и крыльцо сейчас кто-то восстанавливает. Нашли место (практически случайно) на берегу самого Космозера в ~12 км от Кажмы. В этом месте налево от основной дороги отходит грунтовка, ведущая на покосы. На первой развилке нужно уходить направо. Есть рыбацкая стоянка с удобным подходом к воде. Встать можно повыше (рыбацкая стоянка замусорена), на границе леса. Там и разбили лагерь. DR = 43,46/3:32:25 ТR = 230,12 км Коррекция: -10 км из зачёта. 28 мая Утром шёл сильный дождь. Пришлось пережидать, поэтому выход был поздний. Возникла ”беда” с укладкой рюкзака у Володи – на маршруте ему пришлось перебирать рюкзак два раза. Маршрут было принято продолжать по второму варианту – идти от Кажмы не по грунтовкам мимо озёр (Ванчозера, Мягрозера и Ладмозера), а, замкнув кольцо, выйти на Уницу по дороге от Федотово. От Кажмы до Федотово – асфальт, на участке до дороги Медвежьегорск – Великая Губа асфальт сильно разбит. Местами даже приходилось ехать по песчаной обочине. Во время движения к Федотово нас настигла гроза. Пережидали под елью на берегу озера. Никто не пожалел, что был выбран именно этот вариант. Встретившаяся нам на этом пути Дианова гора – прекрасная обзорная точка. Единственное, что немного портило впечатление – это не очень хорошая при текущей погоде видимость. Дорога от Федотово до пересечения с дорогой на Ладмозеро представляет собой довольно приличную лесовозку, идущую по сильно пересечённой местности. Почти всё время удавалось ехать. Следует учесть, что дорога очень узкая, поэтому при встрече с лесовозом пришлось сойти с дороги в заросли – иначе невозможно было разминуться. После перекрёстка дорога улучшается, так как основная часть лесовозов идёт со стороны Ладмозера. Очередной плохой участок этой дороги расположен в районе протоки, соединяющей Верхнее и Нижнее Пигмозеро. Там дорогу пересекает много ручьёв, затем расположен участок, идущий через довольно крупное болото. Далее движение по дороге не представляет никаких проблем. Встали на ночёвку на моренном холме в ~6 км от Униц. DR = 43,22/3:39:06 ТR = 273,34 км Коррекция: -21 км из зачёта. 29 мая Утром началась сильная гроза: ливень, гром, молнии. Выйти удалось только в ~15:00. Во время утреннего разжигания костра провели испытания взятой Володей жидкости для розжига. Начальные условия: дрова мокрые, идёт дождь. Результат ошеломительный. Вылили на дрова и тонкие ветки 250 мл (!) этой замечательной смеси жидких парафинов, попытались поджечь, не удалось. Сама жидкость для разжигания в таких условиях гореть отказывалась! Плюнули на этот псевдо-HiTech, откололи несколько щепок от старого горелого пня хвойного дерева, через 2 минуты костёр уже весело горел. По дороге на Уницу на велосипеде Зои лопнула спица на заднем колесе. Ремонт занял 24 минуты. Отремонтировавшись, быстро добрались до Униц. Деревня сильно отличается от уже виденных нами. Нет старинных северных домов, а только обычные простые дома, характерные для средней полосы. Сразу становится видно, что это – посёлок лесозаготовителей. Далее направились по дороге на Кяппесельгу. Дорога – грейдер, характерный для этих мест. Местами хороший, местами (в районе болот) отвратительный. Весенние ручьи текут, где вдоль дороги, где – поперёк, лужи, как маленькие, так и большие, перекрывающие всю дорогу. Единственное отличие от уже виденных грейдеров этого типа – “гребёнка”. Грейдер давно не ровняли, а движение по нему есть. На этом участке дороги встретили волка. Он стоял посередине дороги и внимательно смотрел в нашу сторону, затем беззвучно скрылся в лесу. В Кяппесельге спрашивать местных жителей об интересующей нас дороге бесполезно, они делают круглые глаза и недоумённо пожимают плечами. С их точки зрения, такой дороги нет. Ищем дорогу без посторонней помощи. Поворот на интересовавший нас грейдер нетрудно и пропустить. Дорога начинается за последним железнодорожным переездом. Поворачиваем сразу налево за производственное здание. Её начало выглядит как обычный подъезд к промплощадке. Однако он не обрывается в районе здания, а продолжается дальше. Следующий отрезок грейдера больше всего напоминает технологическую трассу вдоль железной дороги, разбитую лесовозами (чем он, в сущности, и является). Далее эта дорога идёт по старой деревне Кяппесельга, давшей название посёлку, и продолжается за ней. Дорога на этом участке столь же разбитая. После лесозаготовительной делянки характер дороги резко меняется. Теперь это – заросший травой (!) грейдер. Этим участком дороги явно никто уже не пользуется. По нему мы подъезжаем к железнодорожному переезду. Точнее, к тому месту, где он когда-то был. Становится сразу всё понятно. Переезд закрыт. Поперёк дороги в этом месте положены бетонные блоки, выкопан глубокий ров, насыпан вал. Переехать ни на каком виде транспорта через железную дорогу нельзя (за исключением велосипедов, разумеется). Перетаскиваемся через железную дорогу. Далее этот “грейдер” становится просто ужасным. Движения по нему на этом участке никакого нет, да и быть теперь не может. Дорогой никто не занимается, и она постепенно разрушается. Приходится чаще идти пешком, чем ехать. В ~3 км за железнодорожным “перелазом” встаём на ночлег. Решаем отказаться от радиалки на Кивач и продолжить исследование этой дороги, столь непохожей на обещанный в этом месте Володей “отличный, хотя и несколько пыльный грейдер”. DR = 31,45/3:05:12 ТR = 304,79 км Коррекция: -21 км из зачёта. 30 мая Несмотря на присланный SMS’кой Севой Будкиным прогноз погоды (на сегодня обещали дожди) продолжаем исследование “отличного, хотя и несколько пыльного грейдера”. Примерно через один километр от места стоянки (после примыкающей слева лесоразработки) характер дороги несколько улучшился. Теперь она представляла собой разбитый лесовозами крупнощебёночный грейдер с отдельными крупными камнями. Местами торчали валуны и скальные выходы. Лужи через всю дорогу, бегущие через неё ручьи в низких местах (даже глубокие) форсировали на велосипеде, так как грунт был плотный. Ехали, хотя и медленно, но ехали, а не шли. Такое покрытие было изрядно “приправлено” пересечёнкой. На этом участке попадалась брошенная техника и заготовленный, но не вывезенный лес. Такая дорога продолжалась до ответвления в сторону Нового Посёлка. Далее дорога представляла собой обычный карельский песчано-щебёночный грейдер, разбитый, но проходимый полностью в седле. От деревни Кедрозеро грейдер стал очень хорошего качества – в основном гравий, небольшие выбоины. Всё – разведка дороги закончена. Примерно в 2 км за деревней Кедрозеро, свернув налево на уходящую в сторону одноимённого озера грунтовку, нашли место для лагеря. Место в лесу, а не на берегу озера, так как с озера слышался шум моторных лодок – места уже населённые. В середине дня был один сильный дождь (переждали под елью), гроза с ливнем после ужина. В остальное время шёл мелкий дождь, изморось, временами было просто облачно, без осадков. DR = 41,26/4:19:24 ТR = 346,05 км Коррекция: -21 км из зачёта. 31 мая Ночью была сильнейшая гроза, а утром – просто сильный дождь. Всё вокруг мокрое: дрова, деревья, трава. Наступаешь на почву, а оттуда брызжут целые фонтаны. Развели костёр, приготовили еду – дождь прекратился. Утром много общались, так как программа на сегодня была минимальной: подъехать как можно ближе к Кондопоге и заночевать в нормальном спокойном месте. Что и было сделано. Однако, место оказалось не очень спокойным. поздним вечером на соседней лесозаготовке начался лесоповал и загрузка лесовоза. Поужинали и легли спать. До Кондопоги осталось ~10 км. DR = 23,91/2:10:07 ТR = 369,96 км Коррекция: -21 км из зачёта. 01 июня Встали, поели, привели в относительно чистое состояние велосипеды и отправились в Кондопогу. За 6 км до Кондопоги грейдер сменился асфальтом. Не доехав до вокзала, свернули на боковую дорогу, ведущую из города в деревню Кондопога, где расположена деревянная церковь – символ города. Дорога к ней проходит мимо ЦБК. Ветер был как раз в её сторону. Аромат трудно передать… Цероковь стоила этих “страданий”. По общей структуре она очень похожа на небольшие деревянные часовни и церквушки, виденные нами в окрестных деревнях. Но все её элементы, включая чешуйки на куполах, значительно большего размера. Поэтому издалека она не показалась чем-то необычным. Только подъехав ближе, удалось оценить её настоящий размер. Эта церковь самое высокое деревянное сооружение в России. После осмотра церкви поехали к вокзалу. По дороге у Зои разорвалась задняя покрышка. Ремонту не подлежит. Замена покрышки и камеры – 23 минуты. Посадка в поезд была просто безумной. Поезд опаздывал, поэтому он стоял на станции всего 5 минут. Мы расположились с вещами в конце платформы (нумерация вагонов с конца состава, а у нас билеты во 2-ой вагон), но это не помогло. Длина поезда (как мы померили уже в Москве) была около 0,5 км, и наш вагон был далеко за пределами платформы. Напротив нас остановились 11-й и 10-ый вагоны. Бег с вещами, закидывание оставшихся в ближайший вагон, таскание рюкзаков и велосипедов через половину поезда. Но всё кончается, едем… DR = 20,75/1:45:44 ТR = 390,71 км Коррекция: -25 км из зачёта. 02 июня Приехали на вокзал, собрали велосипеды. Попрощались. Всё, поход закончен, а жаль. Добор до дома – 7,49/0:40:26